Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».
Однако соревнования Всероссийской олимпиады на всех ее этапах, от школьного и до заключительного, лишь подытоживают результаты очередного ежегодного цикла совместной деятельности большого количества учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, методических комиссий, родителей, объединённых общей целью по всей России.
Всероссийская олимпиада школьников — это образовательный процесс, охватывающий всю Россию, и соревнования — лишь часть этого процесса. Важнейшая, системообразующая, но лишь часть процесса, который его участники — дети и взрослые — уже давно назвали олимпиадным движением.
Всероссийская олимпиада школьников — общественное движение, которое объединяет по всей России большое количество детей и взрослых. Соревнования олимпиады решают более широкий круг задач, выполняя присущие только им функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования:
· 1) переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения, что придаст ей социальную устойчивость, обеспечит адаптацию в динамично меняющихся социально-экономических условиях, сохранит здоровье и будет способствовать улучшению качества среды обитания в условиях современного экологического кризиса;
· 2) развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
· 3)обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание — просвещение — образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
· повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся, что сделает эффективной их подготовку к жизни в различных образовательных средах, то есть сделает образование развивающим;
· 4) переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования — в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.
Всероссийская олимпиада школьников выполняет важнейшую функцию социализации.
Сравнительный анализ участия во Всероссийских олимпиадах за 3 года