В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 с 1 апреля 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен в программу обучения учащихся 4 классов комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 класса.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
o «Основы православной культуры»
o «Основы исламской культуры»
o «Основы буддийской культуры»
o «Основы иудейской культуры»
o «Основы мировых религиозных культур»
o «Основы светской этики». |
|
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 урока, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. При выборе нескольких модулей класс делится на несколько групп. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
Изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения в целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.
Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана. Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Основные принципы преподавания курса: светский характер, культурологический подход, преобладание воспитательного аспекта. Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Освоение курса должно обеспечить:
o понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
o знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
o формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
o формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
o знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия; укрепление духовной преемственности поколений.
Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате. В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т.п.